Многие клиенты спрашивают, можем ли мы сделать MVP для них. Даже крупные корпоративные клиенты хотят того, что раньше было причудой стартапов, а теперь стало отраслевым стандартом.

Но что такое MVP? Аббревиатура, расшифровывающаяся как Minimal Viable Product, используется для обозначения того, что вы выходите на рынок, не закончив работу над всеми функциями. Почему же он так популярен? Это причудливый способ сказать: "все, что работает, то и хорошо", выгодное решение для малобюджетных проектов... или, в конце концов, неправильно использованный футбольный термин?

Что такое MVP?

Говоря о минимально жизнеспособных продуктах, давайте начнем с определения критериев жизнеспособности. Для программного продукта определение жизнеспособности может лежать в диапазоне от "не упасть при запуске" до "быть в состоянии конкурировать с лидерами".

В методологии бережливого производства, где зародилась концепция MVP, V означает "приносить ценность пользователю". Именно поэтому MVP часто читают как Minimal Valuable Product.

MVP — это продукт правильного размера для вашей компании и вашего клиента. Он достаточно велик, чтобы вызвать принятие, удовлетворение и продажи, но не настолько велик, чтобы быть раздутым и рискованным. Технически, это продукт с максимальной рентабельностью инвестиций, деленной на риск. MVP определяется путем взвешивания основных функций по доходам наиболее значимых клиентов, а не путем суммирования всех запросов на все функции от всех клиентов.

Фрэнк Робинсон, автор термина

Итак, MVP — это, по сути, убойная функция, а также простейшие кнопки и ручки, которые могут понадобиться для ее использования. Вы отсекаете все колокольчики и свистки от вашей концепции, лишаете ее всех причудливых дизайнерских дополнений и всего, что не имеет решающего значения — вот так просто.

Зачем вам нужен MVP?

Вот пример. Представьте, что вы фанат определенного вида спорта — допустим, бокса. И вы хотите стать новым Мухаммедом Али. Итак, вы начинаете тренироваться со всей страстью, самоотдачей и всем остальным, что можно найти в фильмах о Рокки Бальбоа. Вопрос в том, когда вы проведете свой первый бой?

Вариант первый. Вы тренируетесь целую вечность, пока не почувствуете, что готовы на двести процентов.

Вариант второй. Вы проходите базовую подготовку и выходите на ринг, как только тренер будет уверен, что вы дотянете до последнего раунда и не упадете на землю. Как только вы будете готовы к выходу на ринг.

Первый вариант заманчив: если все пойдет хорошо, вы пройдете через аутсайдеров и встретитесь с большими парнями без потерь. Вариант второй кажется обидным: если все пойдет хорошо, вы победите. Но в случае победы или поражения вы не уйдете без синяков.

Однако есть одно "но". "Если все пойдет хорошо" — критическая часть в обоих сценариях. Как только вы выходите на ринг, реальность стремительно настигает вас. Что, если вы поймете, что что-то упустили в своей подготовке? Что, если те, кто на ринге, все же подготовлены лучше? Что если удары, которые вы получаете, слишком болезненны (шокер!)? Или — почему бы и нет — что если то, что вы считали боксом и вашей страстью, на самом деле было борьбой, так что все ваши великолепные навыки нанесения ударов совершенно неприменимы? Лучше узнать это через три месяца, чем через десять лет после того, как вы впервые наденете перчатки.

Итак, MVP — это проверка реальности, сделанная самым быстрым и дешевым способом. На самом деле это не сокращение функций, а обеспечение их необходимости до того, как вы потратите на них время и деньги.

Проверка реальности и реальные проверки

Подход, ориентированный на MVP, становится все более популярным, поскольку навыки маркетинга становятся обычным делом для предпринимателей, независимо от того, в какой сфере они работают. Причиной этого является TTM. TTM (time-to-market) — время выхода на рынок, является одним из ключевых показателей для нового продукта. Время — это всегда деньги, но когда идет обратный отсчет времени выхода на рынок, каждая минута стоит вам денег во многих отношениях.

Вы хотите платить за то, за что будут платить другие.

Несмотря на все проведенные исследования, отличная идея, на которой основан ваш новый продукт, все еще остается гипотезой, пока она не доказана. Вы не то чтобы уже знаете, что рынок жаждет вашего продукта, но предполагаете, что это так. Нет других способов сделать эту гипотезу фактом, кроме как проверить ее на реальных покупателях. Чем раньше вы выйдете на рынок, тем быстрее будет получена обратная связь о том, что сделает ваш продукт более востребованным.

Ваш продукт может быть прибыльным, но пока он не появился на рынке, он ничего не зарабатывает.

При всем разнообразии моделей монетизации, доступных сегодня, ваш продукт может приносить доход задолго до того, как он будет готов. Вспомните World of Tanks, видеоигру, которая заработала миллиарды, будучи еще в бета-версии, или все мобильные приложения, которые окупают сделанные инвестиции. Поддерживаемый рекламой или основанный на подписке, купленный единовременно или улучшенный с помощью микротранзакций, ваш продукт может добавить несколько зеленых строк в отчет о состоянии вашего банковского счета, как только он сможет принести какую-либо пользу вашим клиентам.

И да, пока масштабы еще невелики, вы в большей безопасности, экспериментируя с моделями монетизации как таковыми. Несмотря ни на что, пропущенные цифры дохода будут вас меньше всего расстраивать.

Вспомните почти каждый успешный программный продукт. Да, подойдет даже жесткий корпоративный. Они никогда не начинаются как универсальное решение, а как востребованный, но простой инструмент, предназначенный для выполнения конкретной задачи.

Развернитесь раньше, чем вам придется тормозить

Разработка сложного продукта до того, как вы узнаете, что его нужно адаптировать к рынку, — это не только потеря денег на функциях, которые оказались невостребованными. Чем больше было сделано до поворота, тем больше нужно сделать для его осуществления. Чтобы сделать из микроавтобуса грузовой фургон, достаточно убрать сиденья и добавить панели, но если вы попытаетесь превратить в него Corvette, то в итоге построите его с нуля.

Хорошо, а есть ли реальные примеры MVP?

Telegram стал популярным еще до того, как у него появились каналы, стикеры, защищенные звонки и боты. Вначале все, что у него было, — это скучный простой мессенджер с потрясающим шифрованием. Он мог делать меньше, чем конкуренты, но обеспечивал безопасность общения. MVP? Еще бы.

SAP, первая ERP-программа, которая приходит на ум, начиналась с довольно простой бухгалтерской системы, которая не имела и 10% того, что есть сейчас. Термин MVP к тому времени даже не был придуман, но, по сути, это было именно оно — базовое решение, предлагающее новый подход в довольно ограниченном объеме.

Zappos, культовый электронный магазин одежды середины 2000 годов, начинался с того, что парень покупал обувь по вашему заказу в обычных магазинах и отправлял ее по почте. Все просто.

Более того, MVP может доказать, что идея, прежде чем вы потратите миллионы, может стать бизнесом еще до того, как вы этого ожидаете!

Dota и Counter-Strike, такие же прибыльные, как сейчас, начинались как комьюнити-моды для популярных игр (Warcraft III и Half-Life, соответственно). Никаких огромных команд разработчиков, дизайнеров и комьюнити-менеджеров, никаких еженедельных обновлений контента или событий: они предлагали самую базовую установку, необходимую для новой модели геймплея. Минимально играбельный продукт.

Как определить масштаб MVP?

Существует мнемоническое правило, разработанное Эриком Райсом, автором знаменитого "Бережливого стартапа": вы берете свою первую идею MVP, затем разрезаете ее пополам, снова разрезаете пополам — и вот вы получили то, что на самом деле является MVP.

Для тех, кто сомневается в том, что нужно резать, вот еще одно — не такое жестокое - правило, которое мы взращиваем здесь, в Fora Soft.

Вы должны задать себе три вопроса.

Что вам больше всего нравится в вашей большой идее?

Что вам нужно, чтобы использовать ее?

Если бы у вас было только 30% бюджета, что бы вы сделали в первую очередь?

Вы можете даже опустить порог вашего воображаемого бюджета ниже этого уровня, пока то, что в него укладывается, не сохранит уникальность вашего продукта и самое базовое удобство использования. Как только вы поймете, что больше не можете опускаться ниже, значит, у вас есть MVP.

Если это все еще сложная задача, как это может быть, поскольку вы определенно любите свою идею, вы можете начать с MVP-изации реальных проектов. Попробуйте подумать о том, что делает Instagram, Google Docs или вашу любимую игру тем, чем они являются. Попробуйте представить, что у них не было всех тех функций, которыми они могут похвастаться сейчас. Где проходит граница между "Я бы обошелся без этой функции" и "О, она больше не будет бесполезной".

Быстро, дёшево, грязно?

Как только вы разработали видение MVP вашего продукта, вы начинаете накручивать обороты. Время — деньги, поэтому вы хотите получить свой минимально жизнеспособный продукт прямо сейчас.

При самостоятельном продвижении к MVP вы можете столкнуться с дилеммой. С одной стороны, кодирование или тестирование в спешке никогда не приводит к хорошему коду. С другой стороны, стадия MVP несколько снисходительна к качеству кода — если он работает, то он работает.

Вам решать, как найти баланс между ними, но золотое правило гласит: независимо от того, сколько скотча под капотом, пользовательский опыт для "убийственной" функции должен быть обтекаемым и прекрасным. Все, что не имеет отношения к ключевым функциям, должно быть безжалостно снесено. Все критически важное и глючное должно быть в приоритете.

А что, если его скопируют?

Все помнят случаи копирования — так было с приложением MSQRD, которое успело побывать в центре внимания до того, как все конкуренты обзавелись собственными масками. Или Snapchat с его увядающими постами, которые оказались увядающей причудой (каламбур, конечно).

С этой проблемой сталкиваются все, кто идет (или предлагает пойти) по пути MVP. Если есть "убийственная" функция, не является ли выпуск быстрого и простого продукта самым простым способом нежелательно передать его более крупным конкурентам, которые завернут его в глянцевую бумагу и в мгновение ока захватят ваш рынок?

Короткий ответ — да. Так и есть. Если ваша "убийственная" функция настолько хороша, все крупные компании скопируют ее. Или выпустят свои собственные версии, уже находящиеся в разработке. Но кто первым выпустит свой продукт, тот первым завоюет аудиторию — и сможет удержать ее, войдя в высшую лигу (как Zoom или Miro, суперзвезды эпохи COVID, чье лидерство еще не пошатнулось).

И даже если голубые фишки выкатят свои собственные, более совершенные решения... Помните, что случилось с MSQRD?

Facebook купил ее. За гораздо большую сумму, чем они вложили в разработку.

Итак, почему я должен сократить функции и запустить продукт раньше?

  • Чтобы проверить свою идею и иметь возможность доработать ее до того, как будет потрачено слишком много денег;
  • Чтобы ваш продукт понравился аудитории еще до того, как он будет полностью готов;
  • Чтобы начать зарабатывать до того, как вы закончите тратить;
  • Чтобы ваш продукт стал синонимом его "убийственной" функции.

Может ли Fora Soft помочь вам с MVP?

Безусловно! На этапе MVP важны не только навыки, но и опыт. Разработчик с огромным опытом в определенной области (в нашем случае это обработка медиа, потоковая передача и решения с низкой задержкой) — это короткий путь к MVP. Наши разработчики, абсолютные профессионалы, сокращают время выхода на рынок, поскольку они уже знают решения типичных проблем, отнимающих время. Пожалуйста, обращайтесь к нам через форму обратной связи, и мы сразу же свяжемся с вами!

  • Вопросы клиентов
    Процессы